Воспитание детей

Орать или не орать на детей

Имеете ли Вы право, срываясь, орать на детей?

Читая мои последние материалы, Вы, Читатель, могли подумать, что я призываю всех сдувать пылинки со своих детей.

Ведь азбучная истина психологии: «все проблемы от неправильных отношений матерей с младенцем» и вообще «воспитателей с детьми», она кого хочешь напугает до полусмерти.

Одни в ужасе не знают, куда сделать следующий шаг в отношениях со своим дитятей…

Другие погружаются в сладостную пучину мстительных воспоминаний о своём «загубленном» детстве и грозят родителям как безумец Евгений Медному всаднику: «УЖО ТЕБЕ!»

На самом деле «идеальные» условия для воспитания детей — это тоже плохо.

Ведь общаясь с «неидеальными» родителями, ребёнок учится постигать этот сложный и непредсказуемый мир таким, какой он есть, без прикрас. И это тоже бесценный и полезный опыт.

Воспитание детей…

Природа мудро устроила, чтобы детишек нянчили мамы-невротички. Ибо мир, в который они шагнут, едва утерев молоко с губ, тоже устроен не на принципах аристотелевской логики и античной гармонии…

Лишать ребёнка опыта общения с непредсказуемыми и несправедливыми дураками — это и опасно, и вредно. Так у человека никогда не выработается иммунитет к гадостям и заразе, заразе ментального уровня.

Я, конечно же, утрирую, поймите меня правильно.

Я конечно же, ратую за то, чтобы из поколения в поколение повышалась (а отнюдь не понижалась и не оставалась на прежнем уровне) психологическая культура людей, которые потом сами становятся родителями, а затем — бабками и дедами.

Я конечно же за то, чтобы детей своевременно водили и к ортодонту, и к психологу, и ещё на балет. Я за то, чтобы у детей были ровные зубы, прямая осанка и здоровая голова… А ещё я за мир во всём мире…

Но …

Всё это не означает того, что детям нужно создавать какие-то нелепые искусственные «правильные» условия и ходить по дому в войлочной обуви, чтобы не шуметь, когда дитя спит.

Ведь мы, порой, неправильно понимаем то, что считается «правильным» с точки зрения психологии.

Я хочу порекомендовать всем родителям (и не только родителям) книги, написанные одним замечательным психологом — Юлией Борисовной Гиппенрейтер.

Она написала несколько книг о воспитании детей. Вот они:

«Общаться с ребёнком. Как?»

«Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»

и замечательную хрестоматию, составленную из воспоминаний выдающихся людей о своём детстве:

«Родителям. Как быть ребёнком?»

Собственно говоря, на тему этой статьи меня натолкнули воспоминания Лидии Чуковской, дочери Корнея Ивановича Чуковского.

А тема моей статьи, напомню, такая:

«Можно ли, срываясь, орать на детей?»

Оказывается, можно. Но есть несколько «но».

Сейчас я процитирую Вам историю, которая произошла на даче в Переделкино с маленькой Лидией, на которую наорал любимый папа — Корней Чуковский. Итак, слушается дело неуравновешенного папаши.

«Корней Иванович вдруг срывает с моей руки перчатку и бросает её далеко в сугроб, к кольям чужого забора.

Тебе Репин протягивает руку без перчатки. (Кричит он в неистовстве). А ты смеешь свою подавать — не снявши! Ничтожество! Кому ты под нос суёшь рукавицу? Ведь он этой самой рукой написал «Не ждали» и «Мусоргского». Балда!»

Я начала реветь. Я не понимаю, в чём моя вина. Репин со мной поздоровался. Я подала ему руку и ответила «Здравствуйте». Откуда мне знать, что в перчатке нельзя? Мне этого раньше не говорили. И чего это они там не ждали? И кто такой Мусоргский?

Наверное, Корней Иванович был в своём гневе несправедлив, не прав и уж во всяком случае — непедагогичен. Но как благодарна я теперь ему за эту неправоту».

Вот как комментирует этот текст детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Комментирует в своей книге «Родителям: как быть ребёнком».

«Дети, как правило, прощают взрывы, если видят, что для взрослого это абсолютно всерьёз, что взрослый отстаивает какие-то свои (надо надеяться, общекультурные) идеалы.

Прощает, когда вспышки отцовского (или реже — материнского) гнева ребёнок воспринимает как продолжение его горячей заинтересованности в нём.

Те взрослые, которых психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер называет «ребячливыми папами и мамами», имеют право на «ребячьи» же выходки. Поссорятся «ребята» — помирятся.

А что значит быть «ребячливым» папой или «ребячливой» мамой?

А это значит не «НАХОДИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ». А это значит — ЖИТЬ С ДЕТЬМИ, постоянно с ними играя, занимаясь их учёбой и образованием, делясь с ними своей любовью к стихам и к людям, к фильмам и к городам.

Вы не такой родитель? Тогда — забудьте про всё то.

Вы не имеете права, срываясь, орать на своего ребёнка.